УДК 622.22 + 551.326
СНИЖЕНИЕ АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ШЕЛЬФЕ ПОСРЕДСТВОМ РАЗРУШЕНИЯ АЙСБЕРГОВ И ИХ ОБЛОМКОВ
Корнишин Константин Александрович – менеджер Управления технического регулирования ПАО «НК «Роснефть», k_kornishin@rosneft.ru
Ключевые слова: бурение, шельф, безопасность, айсберги.
Дрейфующие айсберги представляют угрозу для морских нефтегазопромысловых сооружений (МНГС) на всех акваториях, где они могут быть встречены. Основным методом устранения айсберговой угрозы для объектов морской инфраструктуры является буксировка айсбергов посредством каната или ледовой сетки; технология проведения таких операций для различных условий детально описана в публикациях [1, 2, 3]. Вместе с тем, для операций по буксировке необходимо задействование специального судна, оборудованного буксировочной системой и с обученным персоналом. Поскольку к работам на шельфе привлекается множество различных судов, каждое из которых может встретить айсберг, дрейфующий по направлению к МНГС, важным практическим вопросом является возможность устранения айсберговой угрозы (разрушения айсберга) посредством волнового воздействия от судна, которое движется вблизи айсберга. Очевидно, что успешность такого воздействия зависит от начальной остойчивости айсбергов; вызвать переворот айсберга с высокой остойчивостью указанным образом невозможно. С целью исследования применимости и ограничений данного метода были проведены экспедиционные исследования остойчивости айсбергов, также в натурных условиях проведен эксперимент по разрушению айсберга путем создания колебаний воды корпусом судна.