УПРАВЛЕНИЕ ПОДВОДНЫМИ СИСТЕМАМИ СБОРА И ТРАНСПОРТА МНОГОФАЗНОГО ПРОДУКТА НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ РОССИИ
Папуша Александр Николаевич – зав. кафедрой механики сплошных сред и морского нефтегазового дела, доктор технических наук, профессор, Мурманский государственный технический университет, papushaan@mstu.edu.ru;
Нанкин Александр Александрович – аспирант кафедры механики сплошных сред и морского нефтегазового дела, Мурманский государственный технический университет, vrp@alliance-auto.ru.
УДК 622.279.04
Ключевые слова: газоконденсат, многофазный поток, магистральный и технологический трубопровод, пробковый режим течения, подводный добычной комплекс.
Для обеспечения стабильности транспорта многофазного углеводородного (УВ) сырья (газ+газоконденсат) подводными технологическими и магистральными трубопроводами используются, как специальные автоматизированные технические транспортные системы, такие как подводные добычные комплексы (ПДК). Для проектных решений в таких системах используются специализированные компьютерные системы проектирования. Одной из таких систем проектирования транспорта УВ в многофазном режиме является система OLGA. Традиционно динамическое моделирование многофазных потоков необходимо и используется для определения гидравлического диаметра трубопровода, анализа движения гидравлических пробок при различных режимах эксплуатации трубопроводов, исследования возможного гидратообразования, а также решения ряда других эксплуатационных задач.
CONTROL OF UNDERWATER SYSTEM FOR MULTIPHASE FLUID GATHERING AND TRANSPORTATION IN RUSSIA’S OFFSHORE ARCTIC FIELDS
Alexander N. Papusha – deputy chairman of department of continuum mechanics and offshore engineering, Dr.Tech.Sci., the Murmansk State Technical University, papushaan@mstu.edu.ru
Alexander A. Nankin – postgraduate student, department of continuum mechanics and offshore engineering, the Murmansk State Technical University, vrp@alliance-auto.ru
Key words: gas condensate, multiphase flow, trunk and industrial pipeline, plug flow, subsea production unit.
To achieve a stable the transportation of a multiphase fluid flow (gas + gas condensate) via industrial and trunk pipelines, both specialized automatic transportation systems and subsea production systems are used. Special computer-aided design tools are used to create engineering solutions for these systems. One of such multiphase fluid transportation design systems is OLGA. Traditionally, dynamic modeling of multiphase flows is necessary and is used to determine the hydraulic diameter of a pipeline, to analyze the plug flow in different operation modes of a pipeline, to study the formation of hydrates, and address other operational challenges.