УДК 622.245
ОПЫТ КРЕПЛЕНИЯ МОРСКИХ СКВАЖИН В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ СЕКТОРЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
Мамедбеков Октай Кямалович – д.т.н., профессор, технический директор «FrontierInternational» LLC, omamedbekov@nt-serv.com
Бессель Валерий Владимирович – к.т.н., доцент, исполнительный вице-президент ООО «НьюТек Сервисез», vbessel@nt-serv.com
Ключевые слова: морская скважина, гидравлическая двухконусная подвеска хвостовика, автозаполняемый башмак с обратным клапаном, автозаполняемый обратный клапан, максимально допустимая скорость спуска хвостовика.
Технико-технологические и геологические условия проводки скважин на морских месторождениях азербайджанского сектора Каспийского моря имеют ряд особенностей, таких как высокие пластовые давления, наличие поглощающих пластов, большие глубины установки хвостовиков и малые зазоры между хвостовиком и стенкой скважины. Специалисты ООО «НьюТек Сервисез», участвуя в работах по креплению скважин хвостовиками, применяют индивидуальный, адаптивный подход к условиям каждой морской скважины, что позволяет достигать приемлемых для Заказчика условий. Приведен опыт креплении скважин на месторождениях с осложненными горно-геологическими условиями «Умид» и «Булла дениз», где с целью исключения возможного заклинивания хвостовика в обсадной колонне в процессе спуска стандартный наружный диаметр узла подвески хвостовика был уменьшен без изменения прочностных характеристик. Примененная технология крепления хвостовика в условиях малых зазоров и возможных осложнений в процессе спуска обеспечила уменьшение эффекта поршневания и свабирования, автозаполнение колонны при спуске, выравнивание давления между трубным и затрубным пространствами, возможность обратной циркуляции при возникновении проявления в скважине, проведение работ по креплению скважины в интервалах поглощающих пластов, и, в конечном итоге, увеличение скорости спуска хвостовика.